«Батарейка села»: почему ребенок ложится на парту и «витает в облаках»?
Ребенок долго делает уроки, отвлекается, зевает и ложится на стол? Нейропсихолог объясняет, что такое нейродинамика, почему крик не поможет и как «зарядить» мозг школьника
Знакомая картина? Второй урок, учительница рассказывает новую тему. Половина класса тянет руки, слушает. А ваш Петя (или Маша) уже сполз под парту, подпер щеку кулаком и смотрит в окно остекленевшим взглядом. Учительница пишет замечание в дневник: «На уроке не работал, ленился, лежал на парте!». Дома сценарий повторяется. 15 минут работы — и ребенок «стекает» со стула. Начинаются ошибки в элементарных примерах (2+2=5), пропуск букв, нытье. Мама закипает: «Ну ты же только что это знал! Соберись! Не ленись!». Но правда в том, что он не ленится. У него просто села батарейка.
Что такое нейродинамика? (Объясняем на пальцах) Представьте, что мозг ребенка — это смартфон. Чтобы смартфон звонил, грузил видео и игры, у него должен быть заряжен аккумулятор.
У большинства детей стоит новенький мощный аккумулятор (хорошая нейродинамика). Они могут отсидеть 5 уроков, потом сходить на карате и вечером сделать домашку.
А у вашего ребенка аккумулятор «старенький», как в айфоне пятилетней давности. Заряд падает уже ко второму уроку.
В науке это называется слабость первого функционального блока мозга (энергетического). Мозг просто физически не может поддерживать рабочий тонус долгое время.
Почему он ложится на парту? Это не поза неуважения. Это защитный рефлекс. Мозг — главный потребитель кислорода и крови. Когда энергии мало, сердцу тяжело качать кровь вертикально вверх (в голову). Ребенок инстинктивно принимает горизонтальное положение (ложится на парту, сползает на стуле), чтобы облегчить приток крови к голове. Ругать его за это — всё равно что ругать человека с астмой за то, что он громко дышит.
Чек-лист: это лень или истощение? Как отличить хитреца от ребенка со слабой нейродинамикой? Вот верные признаки истощения:
«Глупые» ошибки в конце. В начале работы пишет чисто, а к концу строки почерк «плывет», буквы становятся разного размера, появляются нелепые ошибки.
Эффект «Ваньки-встаньки». Ребенок не может сидеть спокойно. Он крутится, роняет ручки, качает ногой. Движением он пытается себя взбодрить (разогнать кровь).
Зевота. Мозгу не хватает кислорода.
Долгое включение. Утром его не добудиться, он долго ходит в пижаме, долго раскладывает учебники («тормозит»).
Гиперактивность вечером. Парадокс: уставший ребенок не падает спать, а начинает бегать по потолку, кричать и смеяться. Это перевозбуждение — тормозные системы мозга «отказали» от усталости.
Главная ошибка родителей Первая реакция на «витание в облаках» — давление. — Сядь ровно! Смотри в книгу! Пиши быстрее! Родитель повышает голос. Что происходит в этот момент? У ребенка происходит выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола). Они сжигают остатки энергии за секунды. Итог: после вашего крика он не начнет работать лучше. Он окончательно «выключится» или заплачет.
Как зарядить эту батарейку? Волшебной таблетки нет, но есть режим.
Вода — топливо для мозга.
Мозг, плавающий в обезвоженном организме, работает в режиме энергосбережения. Бутылка воды должна стоять на столе всегда.
Правило 20 минут.
Астеничные дети не могут работать час подряд. Их режим: 20 минут работы — 5 минут отдыха. Важно: Отдых — это НЕ телефон! Телефон жрет энергию еще быстрее. Отдых — это полежать на ковре, попить воды, потискать кота, сделать 5 приседаний.
Сначала — сложное.
Делайте самые трудные уроки сразу, пока заряд еще есть. Оставлять математику «на десерт» (на вечер) таким детям нельзя.
А можно ли поменять аккумулятор? Хорошая новость: нейродинамику можно «прокачать». Мозг пластичен. Если дать ему правильную нагрузку, «емкость аккумулятора» вырастет.
В центре NeuroKids мы работаем с такими детьми через тело:
Ритмические упражнения (учат мозг держать темп и не сбиваться).
Глазодвигательные техники (активизируют глубинные структуры мозга).
Обычно через 2-3 месяца занятий родители говорят: «Он перестал ложиться на стол и теперь успевает сделать домашку до 8 вечера, а не до ночи».
Ваш школьник устает быстрее, чем вы? Приходите на диагностику. Мы проверим, насколько хватает его «заряда», и составим программу, чтобы учеба перестала быть каторгой.
Нужна помощь? Запишитесь на диагностику ⬇
Если вы узнали свою ситуацию — запишитесь на диагностику, чтобы понять, что делать дальше
Отправляя данные, вы соглашаетесь с правилами политики конфиденциальности и правилами сохранения и обработки персональных данных
Контакты
Москва, 8-я ул. Текстильщиков, д.15 Метро Текстильщики/Кузьминки