Он все понимает, но тычет пальцем»: что такое речевой негативизм и как его не закрепить
Ребенок отказывается повторять слова, убегает или закрывает рот руками? Это не вредность, это речевой негативизм. Советы логопеда и психолога: как разговорить «молчуна» без давления и слез
Классическая сцена на детской площадке или в гостях: Мама садится перед малышом на корточки, заглядывает ему в глаза и настойчиво просит: — Ну скажи «машина»! Ну скажи! Ма-ши-на. Ребенок отворачивается. — Саша, не вредничай! Скажи «би-би»!
Ребенок хмурится, мычит, тычет пальцем в сторону горки или вовсе убегает. Мама расстроена: «Он все понимает, знает все цвета, приносит любую игрушку, но молчит как партизан! Издевается надо мной?»
Дорогие родители, выдыхаем. Ваш ребенок не издевается. И он не ленится. Скорее всего, вы столкнулись с явлением, которое специалисты называют речевой негативизм. Проще говоря — это забастовка.
Почему ребенок уходит в «отказ»? Представьте, что вы учите китайский язык. Вы знаете всего два слова. К вам подходит человек, нависает над вами и громко требует: «Скажи: Философия! Ну скажи!». Что вы почувствуете? Тревогу, раздражение и желание сбежать.
С детьми, у которых есть задержка речевого развития (ЗРР), происходит то же самое. Для них речь — это трудная работа. Возможно, у ребенка слабые мышцы языка, или он плохо воспринимает звуки на слух. Каждое слово дается ему с боем.
Когда родитель превращается в экзаменатора («Скажи», «Повтори», «Назови»), у ребенка включается защитная реакция. Он чувствует давление. Чтобы избежать неудачи, его психика выбирает самую простую стратегию: замолчать совсем.
Как мы сами закрепляем молчание (Топ-3 ошибки) Самые любящие родители часто неосознанно загоняют ребенка в эту ловушку. Проверьте себя:
Режим «Попугай». «Скажи: яблоко. Скажи: дай». Слово «скажи» — главный враг запуска речи. Как только ребенок слышит эту команду, у него рефлекторно сжимаются губы.
Понимание с полувзгляда. Ребенок только посмотрел на воду — мама уже несет стакан. Он только ткнул пальцем в полку — папа достал машинку. Зачем говорить, если у тебя есть телепаты? Жест работает быстрее и эффективнее.
Допрос с пристрастием. Вы гуляете и постоянно спрашиваете: «Это кто? Собачка? А какого цвета? Белая?». Ребенок чувствует себя как на экзамене, который он боится провалить.
План выхода из кризиса: 4 шага от NeuroKids Если вы заметили, что ребенок начал активно сопротивляться речи (закрывает рот руками, мычит, злится при просьбе сказать слово) — нужно менять тактику. Прямо сегодня.
Шаг 1. Накладываем вето на слово «Скажи» Запретите себе просить ребенка что-то произнести. Вообще. На неделю или две. Снимите фокус внимания с его рта. Общайтесь с ним, играйте, но ничего не требуйте. Результат: Ребенок расслабится. Он поймет, что его принимают любым, даже молчащим, и уровень тревоги снизится.
Шаг 2. Становимся комментатором Вместо вопросов («Кто это?») используйте утверждения. Просто озвучивайте то, что видите, короткими фразами.
Не «Что кошка делает?», а «О! Кошка идет. Кошка спит. Мяу!»
Не «Какая машина?», а «Машина едет. Би-би! Большая машина».
Вы создаете вокруг ребенка «речевую среду», в которой он может просто слушать и накапливать пассивный словарь.
Шаг 3. Включаем «глупую маму» (Провокация) Это любимый прием наших логопедов. Создайте ситуацию, где жест не сработает.
Ребенок просит сок (тычет пальцем). Дайте ему... ложку. Или носок.
Сделайте удивленное лицо: «Ой, это не то? А что ты хотел?».
Выдержите паузу.
Ребенок, возмущенный вашей «непонятливостью», на эмоциях может выдать звук, слог или слово. Даже если он скажет «Дай!» или просто возмущенно выдохнет «Ууу!» — это победа. Это попытка коммуникации. Обязательно обрадуйтесь и дайте желаемое.
Шаг 4. Эмоциональные звуки Первые слова — это не существительные («стол», «стул»), а эмоции и глаголы. Играйте в игры, где много междометий:
Кидаем камни в воду: «БУХ!»
Кормим мишку: «АМ-АМ!»
Машина врезалась: «БА-БАХ!»
Прячемся: «КУ-КУ!»
Такие короткие слова вылетают автоматически, на эмоциях, в обход речевого блока.
Когда домашние методы не работают? Иногда речевой негативизм заходит так далеко, что ребенок замолкает на месяцы. Или причина не только в психологии, но и в физиологии (нарушение тонуса, сенсорные проблемы), которые мешают говорить физически.
В этом случае нужно убрать барьер с помощью специалиста. В NeuroKids мы работаем в связке:
Психолог помогает снять тревожность и убрать протест.
Нейропсихолог через движение «включает» мозг.
Логопед в игровой форме вызывает звуки, когда ребенок уже готов и хочет общаться.
Главный совет: Отстаньте от ребенка с требованиями, но не отставайте с любовью и игрой. Речь рождается там, где безопасно и интересно.
Нужна помощь? Запишитесь на диагностику ⬇
Если вы узнали свою ситуацию — запишитесь на диагностику, чтобы понять, что делать дальше
Отправляя данные, вы соглашаетесь с правилами политики конфиденциальности и правилами сохранения и обработки персональных данных
Контакты
Москва, 8-я ул. Текстильщиков, д.15 Метро Текстильщики/Кузьминки